Формы и методы политической...

Формы и методы политической...

«Правда», 12 декабря 1941 г. 268 принципом «хакко итиу» («8 углов под одной крышей»), который трактовался как объединение всех углов мира под властью одного правителя или превращения мира в одну семью. Дух «хакко итиу» идеологи японского империализма изображали как проявление духа «божественной справедливости» — неизбежности японского «руководства» всеми народами Азии и во имя этих принципов «объединения их под одной крышей» во главе с императорской Японией, взявшей на себя «бескорыстную» миссию «защиты» народов Азии от угнетения «белой расы». Начавшаяся война на Тихом океане изображалась как война «во имя справедливости и морали», за ликвидацию европейско-американского «мира насилия». В качестве второго принципа выступал принцип «кодо» (сокращение старинной фразы, которая буквально означала «единство императорского пути»). В японской пропаганде всемерно подчеркивалось, что «путь императора («императорский» или «царственный» путь) — это принцип добродетели и норма поведения. «Хакко итиу» являлся моральной целью, а преданность императору была путем, который вел к ней». На протяжении десятилетий в Японии «пропагандировались мероприятия, связанные с военной агрессией во имя «хакко итиу» и «кодо»2, которые в конце концов стали символами мирового господства, осуществляемого при помощи военной силы»3. Еще в 1924 г. один из идеологов японского фашизма, Окава Сюмэй, в опубликованной им книге заявил, что «так как Япония была первым государством, которое было создано, то божественной миссией Японии является господство над всеми нациями» 4. В таком духе строилась пропаганда в японской армии.

Формы и методы политической обработки и воспитания японских солдат были разнообразны. Основным 1 ЦГАОР, ф. 3970, on. 1, д. 482, приговор Международного военного трибунала для Дальнего Востока, л. 99. 2 Подробнее об этом см. К. М. Попов. Япония. Очерки развития национальной культуры и географической мысли, стр. 492—502. 3 ЦГАОР, ф. 3970, on. 1, д. 482, приговор Международного военного трибунала для Дальнего Востока, л. 99—100. 4 Там же, л. 100. I 269 звеном являлась рота, в которой командиры взводов и младший командный состав осуществляли повседневный контроль и воспитание в японской армии.

Во всех полках, дивизиях и армиях действовали комиссии по морально-политическому воспитанию солдат. Они возглавлялись начальниками штабов частей и соединений, которыми руководил центральный орган, занимавшийся воспитанием японской армии. Этим центральным органом являлась главная инспекция при военном министерстве1.

Немалая роль в идеологической обработке японских солдат отводилась храмам и их служителям.

12.11.14
Комментарии

Добавить комментарий!